Линии МЦД
В рамках проекта Московских центральных диаметров (МЦД) будут запущены минимум 5 линий легкого метро, которые свяжут столицу с областью. Для пассажирских перевозок планируют использовать скоростные поезда «Иволга». На первом этапе реализации откроют движение на двух железнодорожных маршрутах.
МЦД-1
Маршрут «Одинцово – Лобня» пройдет через северные районы Москвы и области на юго-запад. На пути его следования расположат 28 станций, включая 12 пересадок на метро, 2 – на МЦК и еще 6 – на радиальные направления железной дороги.
МЦД-2
Диаметр «Нахабино – Подольск» будет включать 38 остановочных пунктов и объединит ж/д пути Рижского и Курского направления. Он протянется с запада на юго-восток через Москву с возможностью пересадки на 15 станций метрополитена и МЦК, а также на 7 радиальных станций МЖД.
Краткая историческая сводка
Первые шаги на пути к созданию легкого наземного метро в Москве были предприняты еще в 1971 году. Проект организации транзитного движения электричек через столицу включили в генплан города, но так и не смогли реализовать – тогда это было технически сложно и дорого.
В период с 2006 по 2016 годы муниципальные власти вернулись к обсуждению данной темы. Тогда было принято решение использовать под будущие МЦД существующие железнодорожные ветки, а после дополнительного обсуждения – при необходимости возводить дополнительные пути. Обновленный генеральный план предусматривал соединение всех 10 направлений Московского железнодорожного узла.
Окончательно проект МЦД оформился в октябре-декабре 2017 года. Его разработкой совместно занимались муниципалитет города, РЖД и правительство. Тогда же был создан и утвержден план-график реализации, претворение в жизнь которого началось в 2019 году.
Преимущества нового жилья на МЦД
Наличие рядом с новостройкой линии МЦД предоставляет жильцам существенное преимущество в виде быстрого, комфортного и высокотехнологичного общественного транспорта для поездок по Москве и Московской области.
Основные преимущества новостроек рядом с МЦД:
- прямая связь с городом м областью без пробок;
- интервал движения поездов – 5-6 минут;
- возможность пересадки на метро и МЦК.
По сути, покупатели квартир в новостройках недалеко от МЦД получают полноценную альтернативу привычному метро. По сравнению с обычными электричками скоростные поезда «Иволга» движутся быстрее, в них действует единая билетная система, а сами маршруты проходят практически через всю Москву.
Прогноз перераспределения спроса на жилье
Учитывая существенную разницу в скорости пассажирских перевозок между обычными электричками и «Иволгами», в ближайшие годы стоит ожидать существенного повышения уровня спроса на новое жилье, которое расположено на участках МЦД. Это связано с несколькими факторами:
- улучшение транспортной доступности столичных и областных районов;
- повышение инвестиционной привлекательности квартир;
- подъем уровня ликвидности недвижимости.
С большей долей вероятности повысится интерес покупателей к новостройкам, которые находятся в средней и высокой удаленности от МКАД. Сейчас существенным недостатком таких проектов является слабо развитая транспортная инфраструктура. Появление МЦД изменит данную ситуацию в лучшую сторону. Такое жилье станет строить дороже, а перепродать его впоследствии будет легче.
Транспорт и инфраструктура, пассажиропотоки
Планируемый пассажиропоток Московских центральных диаметров составит 334 млн человек в год. При реализации начального этапа проекта МЦД будет проведена модернизация существующих ж/д путей, при необходимости в дальнейшем организуют новые маршруты. Новая пассажирская система должна сделать общественный транспорт доступнее для 11 млн человек, проживающих более чем в 40 районах Москвы и Подмосковья.
Основным транспортным средством на МЦД станут скоростные поезда городского типа «Иволга». Они похожи по функционалу и конструкции на те, что используются в метро: в них отсутствуют тамбуры, они бесшумны и оснащены системами климат-контроля с функцией обеззараживания воздуха. В вагонах оборудованы мультимедийные экраны, доступен Wi-Fi, установлены USB-розетки для подзарядки мобильных устройств.
Cроки строительства
Первыми в Москве и Московской области будут запущены линии МЦД-1 («Одинцово – Лобня») и МЦД-2 («Нахабино – Подольск») – поезда на них начнут курсировать конце 2019 – начале 2020 года. Сразу после этого власти приступят к работам над маршрутами Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово. По предварительной информации, их запуск возможен до 2025 года. Еще два центральных диаметра пока находятся на стадии проектирования, их сроки строительства неизвестны.